По статистике, у каждой пятой семьи в России есть собака. Но далеко не каждый знает, как сделать свое соседство с животным приятным и безопасным. «Большая Деревня» встретилась с Антуаном Наджаряном, тольяттинским Цезарем Милланом — ведущим популярного шоу на местном телевидении, который открывает в Автограде центр по реабилитации собак. Мы расспросили его о том, как стать вожаком собачьей стаи, и что такое ритуал доминирования.
— Как и почему вы посвятили свою жизнь именно собаками?
— Я с детства очень любил собак. Когда мы еще жили в Ереване, у нашего соседа была овчарка, которая беспрекословно его слушалась, и на меня это производило сильное впечатление. Тогда я начал этим интересоваться. Сначала я занимался с дворовыми собаками, подкармливал их и приводил в подъезд. Соседи, конечно же, постоянно жаловались моим родителям. Потом я начал дрессировать собак всех родственников и друзей. Свою собаку я завести не мог. Мой отец — народный артист Армении, мама — журналистка, ведущая на телевидении, и у них была мечта, чтобы я этот путь продолжил, но я выбрал другой. Хобби, даже в каком-то смысле призвание, переросло в мою работу. Но, в первую очередь, для меня важны не деньги, а оказание помощи животному. Мне кажется, что я родился для того, чтобы реабилитировать собак.
— Вы профессиональный кинолог?
— Я не кинолог, никогда им не был и нигде этому не учился, что особенно смущает дипломированных кинологов. Думаю, что образование неважно, если я хорошо справляюсь со своей работой. Я учусь у животных, наблюдая за тем, как они ведут себя друг с другом в разных ситуациях. Я считаю, что можно стать хорошим специалистом от большой и искренней любви к этим животным, понимания и осознания их природы.
— Наверное, вы часто сталкиваетесь с агрессией. Какая собака в вашей практике была самая трудная, и как вы справились с этой проблемой?
— На самом деле агрессивных собак легче перевоспитать, чем трусливых. И вообще собака может быть такой, какой хотите именно вы. Можно сказать, что хозяин выступает в роли скульптора.
— Наверное, вы часто сталкиваетесь с агрессией. Какая собака в вашей практике была самая трудная, и как вы справились с этой проблемой?
— На самом деле агрессивных собак легче перевоспитать, чем трусливых. И вообще собака может быть такой, какой хотите именно вы. Можно сказать, что хозяин выступает в роли скульптора.
Был один запоминающийся случай с тремя маламутами. Они должны были совместно бегать в одной упряжке, но при встрече двое кобелей, которые были братьями, всегда набрасывались на третьего, притом не играя, а желая убить. Изначально их неправильно познакомили. Во время первой встречи произошла драка, после которой они включились в боевой режим. К сожалению, многие не понимают, как это опасно, и развивают в собаке желание трепать, дают тряпки, канаты специальные. Многие специалисты советуют таким образом развивать хватку. У меня другая точка зрения на эту привычку, в природе собаки треплют, чтобы убить, это наносит наибольший урон жертве. В неестественных условиях, в городе, это качество им не нужно, это темная сторона собаки.
Для решения проблемы я спровоцировал встречу и драку, чтобы они вцепились, предварительно надев на собак намордники. Причина драк была в том, что обычно, когда они приходили в такое состояние, их уводили. Собаки оставались включенными в агрессию, и любая очередная встреча вызывала новую драку. На самом деле уводить собак можно только в том случае, когда они перестают обращать друг на друга внимание. После драки я их удерживал на поводках, они успокаивались, и я начал с ними гулять. Совместное действие создает доверие. Потом мы подключили третью собаку, сняли намордники, отпустили их с поводков — и все.
Моя работа заключается в том, что я даю людям стратегию, прихожу и показываю, что есть возможность решить проблему. Большая часть моей работы проходит с людьми, а не с собаками. Нужно сделать их уверенными хозяевами. Если человек уверен и спокоен, у него очень легко получается контролировать собаку, потому что собака все чувствует.
— Часто на улице можно увидеть стаи бродячих собак. Как правильно себя вести при встрече с ними?
— — С одной собакой очень легко справиться. Первое на что она обращает внимание — это язык вашего тела. Собаки с рождения знают его, они так запрограммированы. Непременное условие при такой встрече — ваша уверенность в себе и вы реально не должны бояться. Помните , что человек — самое опасное животное на планете.
«На самом деле агрессивных собак легче перевоспитать, чем трусливых. И вообще собака может быть такой, какой хотите именно вы»
Если перед вами несколько собак, важно не давать им окружить вас, не позволять взять в кольцо. В таком случае я предлагаю прислониться к дереву или к стене, чтобы у собак не было возможности подойти со спины. Никогда нельзя бить собак. Потому что вы уйдете, а проблема останется, и собаки могут напасть на другого человека, менее сильного, чем вы. Тем, у кого не получается показать уверенность в себе всем своим видом, нужно имитировать бросок камнем, но бросать на самом деле не нужно. Вообще я советую не обращать внимания на бродячих собак, особенно, если вы идете в потоке людей. Не провоцируйте зрительный контакт и не выделяйтесь своими неординарными действиями от основной толпы . А если вы идете с собакой, то это очень хороший вариант показать свой авторитет вашей собаке, не подпустив чужаков к себе. Для этого нужно, чтобы ваша собака шла позади. Для них, кто впереди, тот и принимает решение.
— С какими проблемами к вам чаще всего обращаются люди и как часто? Может быть, есть определенная статистика по породам?
— Каждый день я получаю более ста писем из абсолютно разных городов и стран только во Вконтакте, не считая других социальных сетей. Я только что вернулся из Москвы, сейчас меня приглашают на Украину, в Белоруссию. Естественно, на все письма я не могу ответить физически. Проблемы, с которыми обращаются люди, разные — начиная с непослушания на улице, заканчивая лаем на гостей и порчей обуви.
Алгоритм решения — лидерство. Человек берет на себя ответственность, он должен относится к собаке как к собаке, а не как к человеку. Когда мы берем животное в семью и начинаем считать его ребенком, человеком, мы усугубляем ситуацию. Не нужно собаку жалеть. Вы можете неправильно понять этот момент. Я не говорю о том, что надо быть жестоким. Но и жалость не нужна. У животных в природе нет жалости, есть любовь и забота. А люди начинают испытывать это чувство к собаке просто так. Получается, что домашний питомец живет как царь — спит, где хочет, ест, что хочет, манипулирует хозяином, а пса еще и жалеют — «Ну он же такой маленький!». Это проявление двух самых опасных моментов — жалости и очеловечивания.
Сюсюканье с животным— это эгоизм. Человек берет от собаки все, что он хочет в данный момент, не думая о том, что он делает с ней. Удовлетворение ваших потребностей — это делать из собаки ребенка, покупать ему одежду со стразами. Собаке все это вообще не нужно. Настоящая любовь — сделать из собаки спокойного, послушного и уравновешенного питомца.
— Есть какие-то универсальные правила, как это сделать?
— У Итона, моего стаффорда, существует правило — если мы сидим на кухне и едим, он сам уходит в другую комнату, потому что в природе, когда лидирующая особь ест, все остальные члены стаи держат дистанцию, тем самым показывая уважение.
Не надо кормить собаку со стола. Кроме того, я советую не разрешать собаке прыгать на людей, потому что сначала это радость, потом возбужденность, а потом — доминантность. Изучая собачью природу, я заметил, что ни одна уверенная в себе особь не позволяет другой прыгать на себя. Человек должен понять, что собака может радоваться и без прыжков, вилять хвостом, например.
В агрессивности никогда нельзя винить собак, только человека. По телевидению часто говорят, что во всем виноваты бойцовские породы. Это порочная логика. Если человек кого-то застрелил, надо пистолет в тюрьму посадить, так выходит? Собака не рождается убийцей, она становится такой. Я могу взять десять, двадцать, пятьдесят питбулей, ротвейлеров, доберманов, и воспитать их так, что никто из них не будет агрессивным.
«Сюсюканье с животным— это эгоизм. Человек берет от собаки все, что он хочет, не думая о том, что он делает с ней»
— Как вы считаете есть ли такие люди, которым в принципе нельзя заводить собак?
— Я считаю, что любой человек может завести собаку, но он должен считаться с особенностями породы. Мне нравится европейский закон, по которому не каждому человеку разрешено завести собаку серьезной породы. Для этого ему прежде всего нужно пройти курсы. Я за то, чтобы человек проходил обучение, чтобы ему показывали, как нужно себя вести с такой собакой, как стать для него безоговорочным лидером. В Европе, если человек гуляет с ротвейлером, например, любой полицейский может подойти и спросить у него разрешение на эту породу. Если бы такой закон был у нас, можно было бы избежать многих проблем. Я Андрею Малахову даже несколько раз писал письма с просьбой не чернить собак бойцовских пород. Вот пригласили бы лучше меня, чтобы люди изменили мнение об этих породах. Вы видели Трета — собаку-паркуриста из Украины? Пусть люди восхищаются этими собаками, они на многое способны.
В ближайшее время я открываю в Тольятти свой центр по реабилитации собак, абсолютно любых пород. Кроме того, я решил начать новый телепроект — взять щенка, чтобы показать процесс воспитания с самого начала и примерно до полутора года.
— Какими способами можно объяснить собаке, что она ведет себя неправильно?
— Я собак никогда не наказываю, я им только показываю, как надо себя вести в той или иной ситуации. Собака — это животное, которое может ошибаться, но если изначально ей показать и настаивать на определённой модели поведения, то это становится её образом жизни.
Если собака постоянно проявляет агрессию, и это серьезно, применяется ритуал доминирования. В природе обычно одна особь прижимает другую к земле. Когда собака проявляет агрессию, то я укладываю ее на землю и удерживаю за шею рукой, как будто пастью. Собаку отпускать можно только в том случае, когда она полностью успокоится, сдастся и выдохнет. После этого она минимум 5-10 секунд еще должна оставаться на земле. А если собака сразу встает и уходит, то никакого урока она не извлекла, а человек который неправильно применил ритуал, только усугубил эту ситуацию. Поэтому лучше воспользоваться услугами профессионала.
— А если собака пакостничает дома, и вы застали ее за этим моментом, что нужно делать? Например, вы заходите в комнату, а она грызет ботинок или делает лужу на ковре?
— Я всегда общаюсь с собаками используя минимум звуков. Малейшие колебания голоса и животное сразу обращает внимание на замечание. Не нужно на них кричать. И я никогда не наказываю собак за то, что они уже сделали. Если я этот момент упустил, то я просто не обращаю внимания. Я могу воссоздать ситуацию заново и проконтролировать, чтобы подобное не повторилось.
Если собака сделала лужу, в первую очередь нужно удалить запах сильным моющим средством. Допустим, это щенок, которого впервые выводят в туалет на улицу, а он ничего не делает, приходит домой и делает лужу . Для прогулки надо взять территорию максимум 20 метров и ходить только по этому отрезку пути. Щенку мешают сосредоточиться на туалете запахи. Каждый сантиметр — новая информация, и щенок вообще забывает о том, что ему нужно сходить в туалет. А когда после часа прогулки вы приходите домой, он сразу делает лужу, потому, что дома ему все знакомо, и ничего не отвлекает. Если щенок все-таки не сходил в туалет на улице, нужно вернуться домой и посадить его в переноску. Клетка — место, которое должно ассоциироваться у животного с абсолютным спокойствием и безопасностью. Через 20-30 минут выходите на эти 20 метров снова. И только тогда , когда собака сделает свои дела, двигайтесь дальше. Собака начнет понимать, что если она хочет двигаться дальше, ей нужно сначала сделать свои дела.
Если собака грызет ботинки. Я касаюсь собаки кистью руки, имитируя укус. Именно так поступают лидирующие особи в природе, предъявляя права на данную вещь. Во многих случаях люди силой забирают что-то из пасти. Это неправильно. Собака должна сама разжать зубы и отдать предмет.
— На канале «Ваз ТВ» вы ведете авторскую программу «Искусство общения с собакой», которая напоминает проект Цезаря Миллана на канале «Animal planet»? Вы используете похожие приемы?
— Про Цезаря я узнал где-то полтора-два года назад, посмотрел его программу по рекомендации клиентов. Людям, утверждающим, что я использую его методику, отвечаю: «Почему бы вам самим не делать этого, если это так легко?» В общении с собакой человек должен понимать ситуацию и принимать быстрые решения, а это дано не всем. Я хотел создать аналогичную передачу, чтобы помочь не только тем людям, которые пользуются ютубом, но и тем, которые смотрят телевизор. Я буду только рад, если благодаря мне появится больше людей, которые смогут находить общий язык с собакой. Почему-то все специалисты очень амбициозные, но это не про меня. Я готов помочь всем. Из-за амбиций, в первую очередь, страдают животные. Я не говорю, что лучше кого-то или хуже, просто беру и делаю.
— Как стать героем вашей программы?
— Героем программы может стать любой, кто обратиться ко мне за помощью. В ней я стараюсь показать наиболее яркие и интересные случаи, которые встречаются у большинства владельцев собак. Мне нужно два-три часа для решения конкретной проблемы и вырабатывания стратегии дальнейшей работы и поведения владельца. К сожалению, у меня есть только 10 минут эфирного времени, поэтому на телевидении выходит урезанный вариант. Но то, что мы показываем, происходит именно во время моего визита и не имеет предварительной подготовки. Именно это доставляет мне огромное удовольствие в работе и даёт возможность совершенствовать своё мастерство.
Кроме того, я помогаю собакам в приютах, ведь они не привыкли к тому, чтобы жить в четырех стенах. Они ведут себя не совсем адекватно, и люди зачастую возвращают их назад или выкидывают на улицу. Я работаю с такими собаками бесплатно и помогаю выработать тактику поведения для хозяев.
Источник: https://bigvill.ru